Тематическая встреча «В гости к Репину"

« Назад

06.08.2019 15:18

06.08.2019г  В социально - досуговом отделении граждан пожилого возраста г. Зеленогорска, краевед  Нина  Васильевна Григорьева провела тематическую встречу:   «В  гости к Репину».

Сегодня у нас лекция об Илье Ефимовиче Репине, и мы поговорили о его позднем, Пенатском, как говорят еще, периоде. Пенаты – это усадьба, которую в 1899 г. Репин купил на имя своей второй, гражданской жены Натальи Борисовны Нордман.

С 1903 г. он полностью переселяется в это поместье, и последняя часть его жизни, до 1930 г., проходит именно там.

Пенаты, как называли древние римляне своих богов домашнего очага, – это название, которое придумала для усадьбы Наталья Борисовна.

Имение это находилось в нескольких десятках километров от Петербурга, в полутора часах езды, это было любимое дачное место очень многих и писателей, и художников. В этом месте селились очень многие.

Однако это была территория Великого княжества Финляндского. И после Великой Октябрьской революции, когда большевики дали независимость Финляндии, финны сразу же захлопнули границу, и в результате Илья Ефимович Репин нежданно-негаданно для самого себя оказался гражданином другого государства. Точнее, гражданство Финляндии он до самых последних лет не принимал, оставаясь российским гражданином, но тем не менее он оказался на территории иного государства, что, конечно же, в последние годы привело к возрастающему одиночеству и многим иным бытовым и прочим проблемам.

В этом автопортрете – самый счастливый период его жизни с Натальей Борисовной. Портрет написан в 1903 г., когда Репин окончательно перебирается в Пенаты.

Наталья Борисовна была женщиной очень неординарной, яркой, не боялась казаться не такой, как все, не боялась быть смешной. Еще в юности она совершила в одиночку поездку в Америку, что в те времена по бытовым представлениям клало пятно на ее девичью репутацию.

В последствии она была писательницей, писала под псевдонимом Нордман-Северова, и еще вошла в историю Пенат своими необычными увлечениями. Она была ярой вегетарианкой, что в наше время совершенно обычное дело, а в те времена она была такая практически одна.

Поэтому та растительная пища, которой она и сама демонстративно питалась, и кормила Илью Ефимовича и даже многочисленных гостей, которые приезжали в Пенаты, стала своего рода притчей во языцех. Супы из сена – это то, о чем рассказывали все посетители Пенат.

 По признанию Чуковского, друга Репина в последние годы его жизни, когда скончался Илья Ефимович и Чуковский прочел об этом в газете, находясь уже на территории России, он сидел в это время в кафе, а рядом с ним были две дамы за столиком, которые тоже прочитали это известие в газете. И одна другой сказала: «А, это тот, который супы из сена ел!»

И Чуковскому, конечно, было очень больно, что именно такое впечатление осталось от Ильи Ефимовича.

Сегодня, конечно, у Натальи Борисовны в ее увлечениях было бы множество сторонников и поклонников, сегодня это движение достаточно широкое, так же как и то, что еще она пропагандировала, например, отказ от использования меха животных.

 Она демонстративно носила поэтому пальто на подкладке из опилок в определенный период своей жизни. К сожалению, эти увлечения Натальи Борисовны, так же как и ее эксцентричный характер, привели ее в конце жизни к тяжелой болезни, которая, наверное, досрочно прервала ее жизнь.

Еще один из портретов Натальи Борисовны, где она на берегу моря с таким черным чемоданчиком, который виден здесь справа на картине. Это «Кодак», последняя, самая передовая на тот момент модель фотоаппарата, который купил художник своей жене во время их совместного путешествия в Париж.

И, кстати, с помощью этого фотоаппарата были сняты многие сцены заседания Государственного совета, на котором вместе с Репиным его супруга присутствовала и по просьбе мужа запечатлела некоторые из этих сцен, что потом помогло художнику в работе над этой огромной картиной.

Также Наталья Борисовна, которая была фотограф-любитель, но, тем не менее, создавала очень живые, очень яркие фото, вела хронику жизни Репина в Пенатах, и очень много интересных фотографий благодаря ей сохранилось до наших дней.

Это фотографии и тех гостей, которые приезжали в Пенаты, а в определенный период жизни такие паломничества совершали туда и писатели, и художники старшего поколения, и молодые авангардисты, прежде всего футуристы вместе с Маяковским. Все эти живые фотографии сохранились именно благодаря ей.

Илья Ефимович понимал увлеченность своей жены вегетарианством и прочими ее пристрастиями, потому что сам он тоже был человек увлекающийся. Как хорошо известно и с его слов, и со слов многих иных, кто знал его, еще в юности он узнал от одного из студентов-медиков, что полезно спать на холоде.

И вот с тех самых пор фактически до самых последних своих дней он до двадцати градусов мороза спал на открытом балконе в специальном мешке, для этого сшитом, и приучал к этому также всех своих детей, о чем дети, впрочем, с ужасом потом вспоминали, поскольку это не их была идея, а папа их к этому приучал. И здесь как раз запечатлен тот момент, когда он из этой холодной спальни спускается в свой дом. Очень живое и трогательное фото.

Был показан фильм,  который  наши граждане  посмотрели с интересом, и задавали  вопросы, на которые получали ответ.


Видеоблок